Когда деньги дороже памяти?

Когда деньги дороже памяти?

Вчера Молодежная хоккейная лига обнародовала календарь на новый сезон. И не сразу все заметили, что главный приз лиги существенно видоизменился. Во всяком случае, теперь он называется Кубок победителя чемпионата МХЛ.

Стало быть, весной и вручаться должен совсем иной трофей? О мотивах, подтолкнувших к таким переменам в МХЛ, рассуждает обозреватель Allhockey.ru Алексей Дузенко.

Еле заметный информационный абзац поверг меня в шок. И шокировала меня не та мысль, что сейчас мучает каждого второго болельщика – почему вдруг отказались от именного трофея, кто сколько требовал и кто кому не заплатил.

Шок в другом. В очередной раз убедился – в нашей стране может произойти все что угодно.

Уже страшно по утрам мониторить информационные ленты российских порталов. Мало ли где затаится очередной абзац.

Например, с 2014 года не станет страны России. Вернее, страна останется, а вот прав называть ее Россией не будет. И скажут нам, что, кроме как РФ, называть ее нельзя.

Вы верите в такое? Учитывая, что творится на пространстве той самой РФ последние …цать лет, я уже ничему не удивлюсь.

Так вот, отныне главный трофей Молодежной хоккейной лиги больше не будет носить имя известного хоккеиста, которым восхищался весь мир. Теперь молодежные команды будут сражаться за новый трофей – Кубок победителя чемпионата МХЛ.

Напомню, обладателями Кубка Харламова становились Стальные Лисы (в 2010 году), Красная Армия (2011) и дважды Омские Ястребы (2012, 2013).

Честно говоря, с трудом верится, что в НХЛ, например, решили бы сменить названия турнирных или именных трофеев. А переход с розыгрыша Кубка Стэнли на Кубок победителя чемпионата НХЛ кажется и вовсе первоапрельской шуткой.

Только вот в России это уже не шутки, а реальность, от которой иногда сквозит холодом…

Что повлияло на кардинальную смену названия главного приза МХЛ? Вот 5 предполагаемых причин.

Причина первая. Фамильный бренд стал слишком дорог?

Сложно об этом говорить и писать. Не зная всех нюансов и юридических аспектов, трудно подобрать нужные слова. Неужели фамильный бренд Харламова имеет под собой какую-то коммерческую составляющую? Не стану ни осуждать, ни оправдывать сей факт.

Это личное дело семьи – распоряжаться так называемым брендом. Замечу лишь, что Валерий Харламов играл не столько за себя любимого, сколько за эту страну!

Не щадил себя на льду не ради будущей похвалы, а бился до последней секунды даже ценой травм – за что и пришла к нему народная любовь, которую, как известно, ни за какие рубли и доллары не купить.

Поэтому Валерий Харламов – это еще и народная собственность, причем измеряемая не в деньгах и акциях, как сейчас принято думать, а в овациях и восторженных эмоциях. И не хочется верить (если это действительно уперлось в деньги), понимать и осознавать, что использование этого легендарного имени теперь завязано на коммерции.

ПАЛЬ ПАТРУЛЬ — ДОРОГОЙ ШМОТ Gucci, Supreme, Louis Vuitton, Tommy Hilfiger


Я просто представил, что будет, если все наши литературные, музыкальные, театральные и спортивные премии, именные призы, конкурсы и кубки обезличить – стало как-то страшно и не по себе. Ведь потомки есть у каждого известного фамильного бренда, и с каждым теперь договариваться на коммерческое использование?

Не так давно мелькала новость, что в конце июня в офисе МХЛ прошла встреча управляющего директора лиги Дмитрия Ефимова с сыном прославленного советского хоккеиста Валерия Харламова Александром. По всей видимости, там и шли переговоры о так называемых авторских правах.

Если это действительно так и было, то стороны не пришли к общему знаменателю. Вероятно, речь шла и о финансах.

Причина вторая. Причастность создателей фильма Легенда №17?

Похоже, эта картина смутила разум многим людям. Ничего не буду говорить о сценарии и художественном воплощении (тут многие до сих пор спорят) – это отдельная тема.

Но раскрутка под Сочи, под великие победы советского хоккея, под новый виток развития отечественного хоккея (создание КХЛ и МХЛ) придала фильму приличный ускоритель для вполне ожидаемого коммерческого успеха. Но реальные суммы превзошли все ожидания: при бюджете ленты в 10 млн евро кассовые сборы составили около 30 млн долларов.

Долларовая составляющая успеха приятно удивила даже самих создателей фильма, которые разбогатели на чужом имени, сняв далеко не шедевральное кино (ах, если бы сейчас все это видел сам Валерий!). И как-то странно совпало окончание шумихи вокруг фильма с окончанием любого использования фамильного бренда.

А производством картины занималось небезызвестное творческое объединение ТРИТЭ во главе с небезызвестным Никитой Михалковым. Допускаю, что безумный финансовый успех фильма мог повлиять на дальнейшее коммерческое использование фамилии легендарного хоккеиста.

Причина третья. Трофей — собственность скульптора?
Когда приз только учреждался, официальный сайт МХЛ гордо описывал, как и кем был сделан трофей.

Удивительно (здесь я без всякой иронии снимаю шляпу перед людьми, кто стоял за задумкой и ее воплощением), но кубок приобрели не в каком-то там отделе спорттоваров за углом одной из московских улочек (хотя могли и так), а поручили делать профессионалам. Над эскизом будущего кубка работали известнейшие скульпторы Франк Майслер и Ари Овадья.

И надо признать, свою работу мастера сделали на отлично. Кубок Харламова получился симпатичным, да и фигура великого игрока очень близка к реальному образу.
Но кто знает, как оформлялись бумаги?

Как правило, такие работы носят разовый характер по контракту на энную сумму. Но вдруг на эту работу у скульпторов остались какие-то авторские права, о которых они неожиданно напомнили?

Причина четвертая. Креатив руководства МХЛ?

Поначалу в это верится с трудом, но в нашей стране нет ничего невозможного. Некогда громкий престижный трофей превратился в скромный Кубок победителя чемпионата МХЛ.

Видимо, в офисе МХЛ уже либо побоялись делать привязку на новую хоккейную легенду, либо не стали ломать голову, выбрав самое простое и логичное название. Может и так, но как быть тогда с теми самыми престижем трофея и кумиром хоккея, о которых так много (порой даже слишком пафосно) вещалось при учреждении Молодежной хоккейной лиги?

Вот тут логика вообще не прослеживается. А если и пытаться мыслить логически, то МХЛ, мол, уже раскрученный продукт – можно теперь и обычные призы вручать?

Причина пятая. Отказ родственников?

Возможно, семья Харламовых настолько устала от порой назойливого использования имени, что решилась и вовсе отказаться от широкой популяризации. Версия пусть самая маловероятная и сомнительная, но тоже имеет право на жизнь.

Но если дело не в деньгах вовсе (я про коммерческое использование фамильного бренда), то какой смысл отказываться от Кубка Харламова? Ведь это не только память, но и хоккейный кумир, пример для подражания.

Еще раз повторюсь: это лишь предположения, возможные версии. Однако из всех озвученных причин какая-то имеет под собой реальную почву.

Осталось узнать, какая именно.

Вся эта история более чем печальная, но отлично характеризующая сегодняшнее наше общество. Как это все назвать?

Позор, да и только! Причем для всего нашего хоккея – не вдаваясь в подробности, которые нам никто не захотел озвучивать, и не деля участников этой истории на правых и виноватых.

Теперь нет никаких гарантий, что и Кубок Гагарина в ближайшее время не сменит свое название на иное.

Когда учреждали по ходу прошлого сезона Кубок надежды для команд КХЛ, не попавших в плей-офф, то многие посмеивались над этим трофеем. А если убрать злую иронию, то и в самом деле – в нашем спорте надо вообще обезличить все трофеи и именные призы.

Пусть команды играют за веру, надежду и любовь! В этом что-то есть.

Раз уж не умеем жить нормально в настоящем, дорожить своим прошлым и думать о будущем, то будем все трудности преодолевать в сострадании и милосердии.

Денежное бесовство, поглотившее Россию (пока еще, слава богу, так можно называть великую державу), до добра не доведет. Сегодня за деньги мы готовы на все, включая сделки с совестью. Господа, остановитесь. Одумайтесь.

Не позорьте великих предков – они не за этим прославляли нашу страну, включая спортивные достижения и победы!

И коли нашим сверхциничным обществом правит всемогущая религия бабла, а долларовая секта поразила мозг многим людям, то может и трофеи называть своими именами. В МХЛ учредить Кубок Цента, в ВХЛ – Кубок Доллара, а в КХЛ – Кубок Евро (как раз и посыл будет на объединение всей хоккейной Европы).

Это было бы более справедливо к нынешней ситуации. И никаких фамильных брендов известных людей.

Читать о спорте еще…

Читайте также: