«Тriumvirate»

«Тriumvirate»

Поговорив о bel canto , самое время вспомнить и о своих певцах, которые, к слову, ту итальянскую вокальную школу тоже прошли. Начнем с интродукции…

Пятнадцать лет назад Иосиф Кобзон давал свой Юбилейно \ Прощальный концерт — специально с большой буквы написал, потому как маэстро решил показать миру, как нужно вовремя и красиво расстаться со сценой.

Да простят меня поклонники таланта менестреля всех времен и народов, но как-то у меня проникнуться пением мэтра на должном уровне так и не получилось, как не старался. Ну, бывает так в жизни — не совпали… Но, раз последний… прощальный… как было не послушать?

Знал бы я, что меня ждет

Концерт начался в надлежащее время вечером, зал был полон и в первых рядах сидели все первые лица королевства — все чин чином. Продолжался концерт до пяти утра — все это время Кобзон пел…зал потихоньку пустел — не так чтобы уж очень заметно, но все равно уже не был забит до отказа.

Остались самые стойкие… и я, в том числе — из упрямства и ещё, наверное, только потому, что поверил, что больше уже никогда этот голос не услышу. Мэн сказал — мэн сделал, как-то так. Уже под утро меня развеселила Хава Нагила, где Кобзон — солист пел с военным хором….на иврите — это было незабываемое исполнение во всех отношениях и оно стоит того, чтобы его показать:

1

Конечно, такой певческий сольный марафон от заката до рассвета сам по-себе не мог не вызвать уважения — это было невероятно. Наконец, Кобзон красиво опустился на колени и поцеловал сцену..Финита ля комедия.

Занавес, синьоры!

Ну, вы уже поняли и сами знаете, что поцелуи поцелуями, а Кобзон с телевизора никуда не делся. Я перестал смотреть ТВ вовсе — оставил только футбол.

А ведь мы знали певца, который действительно царил на нашей эстраде не одно десятилетие. У него было все — начиная с родословной, таланта, шикарного баритона и заканчивая внешностью. В девятнадцать лет уже звезда, хотя тогда такими категориями в нашей стране не мыслили.

Тем не менее, он был настоящей звездой, в прямом смысле — по славе и всенародной любви на советской ( и не только) эстраде ему не было равных. Вы ведь уже догадались о ком пойдет речь, не правда ли?

Муслим Магомаев — суперзвезда страны, которой больше нет…

Его популярность была ошеломляющей. Публика ломилась на его концерты, снося двери и носила на руках в буквальном смысле — вместе с машиной.

Роберт Рождественский вспоминал, что бывал на многих концертах Магомаева, но не помнит случая, чтобы конферансье успел закончить объявление. На слове «Муслим» публика заходилась в восторге, фамилия тонула в громе аплодисментов.

Как классический певец, Муслим покорил ведущие оперные сцены. В середине 60-х он пройдет стажировку в Милане — в Ла Скала, где и постигнет секреты bel canto, о котором мы уже упоминали.

Ему предлагали стать солистом Большого, но Магомаев отказался — «Я не терплю “надо” и люблю свободу — говорил он. Директор парижской Олимпии обещал сделать из Магомаева звезду мирового масштаба и предлагал заключить годовой контракт, однако Министерство культуры певца не отпустило.

Вот молодой Муслим поет Гранаду

БРИКС: между Западом и наковальней


Гранада, омытая кровью в дни боя быков. Мучительны чары очей, чернее ночей, -Мятежного сна та цыганка, укрытая цветом…

2

Заметьте, как ещё молод певец, как он слегка статичен, но вот в голосе уже все есть — и страсть, и нежность и, обратите внимание, как надолго ему хватает дыхания. Если учесть, что Муслим всю жизнь курил, эффект просто не поддается объяснению.

Обычно певцы только и делают, что заботятся о своем режиме, живут в постоянных ограничениях ото всех радостей жизни, но вот Магомаев один такой уникальный — и пел, как бог и жил, как хотел, но самое главное, все делал красиво.

В девятнадцать лет Муслим знакомится с Арно Бабаджаняном и это знакомство стало счастливым не только для них самих, но и для всей советской эстрады на долгие годы, а с Робертом Рождественским родился триумвират, о котором можно писать диссертации

Муслим Магомаев все делал красиво — например красиво веселился…на аскетичной советской эстраде, смирно стоя у микрофона в пиджачной паре, он заводил публику – куда там Киркорову в перьях

3

Красиво ухаживал — эту песню Тамара Синявская услышала первой в Италии — по телефону. Орфей дарил ей мелодию, перед которой ни одна Эвридика не устоит…

4

Красиво любил…

5

И благодарить умел — тоже красиво…

6

Марк Бернес пел Темную ночь эталонно, но и её Магомаев сумел спеть по-своему. Старая песня из старого фильма зазвучала необыкновенно свежо и пронзительно

7

Нынешние звезды идут в толпу, могут протянуть поклонницам руки – для Магомаева это немыслимое дело: «Одежду разнесли бы в клочки, руку бы оторвали». В разгар романа с публикой, Магомаев уходил от пассии «огородами» – прямо во дворцы спорта вводили машину, объект страстей садился и на этом концерт заканчивался.

Он никогда не заигрывал с публикой, не просил спеть вместе с ним и не спускался в зал пробежаться между рядами, собирая цветы. Настоящий король, чей трон так никто пока и не занял.

Все когда-то кончается.

Муслим Магомаев умудрился даже уйти красиво — как и полагается джентльмену. Без первых лиц королевства в первом ряду и поцелуев сцены. «Каждому голосу Бог определил свое время, и перешагивать его не нужно», – говорил он.

А Пласидо Доминго ему вторил: «Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: “Как? Он еще поет? Да он сам себя не уважает!”».

Магомаев себя уважал и потому просто ушел….на концертной сцене он так больше и не появился. Мэн сказал — мэн сделал.

И два слова за Арно Бабаджаняна.

Мало кто знает, что Арно очень долго и тяжело болел. Большую часть своей жизни он проводил в больнице и, даже на все эти праздники жизни в виде Песни 76, его привозили тоже из больницы и увозили обратно после грома оваций.

Много ли есть композиторов, которые за столько лет смогли не только не потерять вкуса к жизни, но и одарить этой радостью других? Думаю немного..

Именно вот так, как это делал он — мало кто-бы смог

8

И, наконец Ноктюрн…Сам я больше люблю его слушать без слов — Арно его играл великолепно. Но, ради памяти нашего триумвирата — поставлю их вместе

9

Stop all the clocks, cut off the telephone,Prevent the dog from barking with a juicy bone,Silence the pianos;W. H. Auden (Часы останови, забудь про телефон. И бобику дай кость, чтобы не тявкал он.Накрой чехлом рояль;)

Для особенно придирчивых критиков добавлю, что стихи в эпиграфе принадлежат Константину Никольскому, весь остальной текст написан мной — кроме выделенных курсивом цитат. Всем спасибо )

Читать о спорте еще…